Статья
Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
Комарова Людвига Вазиховна
В связи с переходом в 2011 году на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, изменились согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи. Они представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности обучающихся к исследовательской деятельности.Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.
Новые социальные запросы обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, в центре которого является познавательное и личностное развитие ребенка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться».
Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников.
Каким же образом построить урок, чтобы поставить ребенка в позицию исследователя? Развитию исследовательской деятельности способствуют такие ситуации, в которых ученик защищает свое мнение, приводит аргументы, доказательства. В ходе выполнения заданий исследовательского характера от ученика требуется умение систематизировать и анализировать информацию, обобщать факты, явления, делать выводы. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, именно в ней моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления. Дети получают знания не в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.
В условиях, когда мир стремительно развивается, появляются новые профессии, человек, помимо узкой специализации, должен быть универсально образованным, умеющим видеть проблему в целом. Новая информационная эпоха уже сформулировала свой социальный заказ: ей нужны люди с характером самостоятельным и ответственным, способным обеспечить дальнейшую эволюцию цивилизации.
Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс исследовательской деятельности. Именно в исследовательском обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как, по мнению Л.С.Выготского, «ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями».
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Для учащихся начальной школы это особенно актуально , поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления.
Главный смысл исследовательской деятельности младших школьников в том, что она является учебной. Это означает, что целью является развитие личности учащегося, приобретение навыка исследования, развитие способностей к исследовательскому типу мышления. Учениик начальной школы в процессе изучения проблемы повторяет ход научного исследования, делает свое собственное открытие того, что он раньше не знал и это приводит к тому, что современный ученик приходит к самостоятельному открытию новых знаний.
Здесь ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации.
Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям:
• стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
• непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному;
• всегда определять место изучаемого в системе известного.
Исследование предполагает наличие основных этапов:
• постановка проблемы;
• изучение теории, посвящённой данной проблематике;
• подбор методик исследования;
• сбор материала, его анализ и обобщение;
• научный комментарий;
• собственные выводы.
В работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения, а, следовательно, нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
• первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
• второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
• третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследования можно классифицировать по-разному:
• по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
• по месту проведения (урочные и внеурочные);
• по времени (кратковременные и долговременные);
• по теме (предметные или свободные),
• по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности младших школьников, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
•поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
• развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
Целью моей работы по организации исследовательской деятельности младших школьников стало:
1. Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;
2. Включить младших школьников в самостоятельное решение учебных задач
3. Развить интеллектуальные, творческие способности учащихся;
4. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях.
Исходя, из поставленных целей были сформулированы задачи:
1. Формирование научных взглядов у учащихся;
2. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, планировать свою работу;
3. Пропаганда знаний об окружающем мире;
4. Знакомство с современными методами научно – исследовательской работы;
5. Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, области конкурсах, конференциях.
Этапы проведения исследования с младшими школьниками выглядят следующим образом.
1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя логические правила и приёмы.
9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов завершённой работы.
В эту схему проведения исследовательской работы, я бы добавил пункт – работа с родителями. Целью, которой является: приобщение родителей к организации помощи и создании ситуации успеха для своего ребёнка.
Многим учителям мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но все страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности активно используются и возможности внеурочных форм организации исследования. Это различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.
Домашние исследования являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
Я хочу поделиться отдельными примерами организации исследовательской работына уроках русского языка в начальных классах.
Принципы организации исследовательской деятельности
- Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.
- Учащиеся самостоятельно постигают учебные понятия, а не получают их в готовом виде.
- При изучении учебного материала создаются ситуации, которые предоставляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на предлагаемых примерах.
- Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем
- Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получил в ходе исследования.
- Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
- Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
- Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
- Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
- Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
- Тонко чувствовать проблемную ситуацию, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
- Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
- Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
- Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
- Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
- Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
- Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
- Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности во внеурочной работе.
Применяя исследовательские методы на уроках русского языка, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам и методам творческого самовыражения. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность. Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Основные этапы исследования:
I.Выбор темы.
II. Постановка проблемы.
III. Пути решения поставленной проблемы:
1) поиск информации ;
2) классификация;
3) наблюдение;
4) сравнение;
5) анализ;
6) синтез.
IV.Реализация
(формы работы).
V. Рефлексия.
Навыки, необходимые для решения исследовательских задач:
•Видеть проблемы
•Выдвигать гипотезы
•Задавать вопросы
•Давать определения понятиям
•Классифицировать
•Наблюдать
•Проводить эксперименты
•Высказывать суждения
•Делать выводы и умозаключения
Цель исследовательской деятельности:
•Сформировать у учащихся навык исследования как способ получения нужной информации
•Развивать способности к исследовательскому типу мышления
•Развивать умение учеников аргументировать свою точку зрения по заданному вопросу
•Стимулировать творчество учащихся, исследовательскую деятельность
Ожидаемые результаты:
•Стремление учащихся активно заниматься исследовательской работой
• Их сформированная методологическая компетентность
• Положительная мотивация к учебе
ВЫВОД:
•Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.
РЕЗУЛЬТАТ:
1. Получение новой информации.
2. Полноценные, осознанные, оперативные и гибко используемые знания.
3. Опыт творческой деятельности.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний.
Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации.
Список использованной литературы .
- Абрамова С.В. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление // Русский язык (ПС). – 2006. - № 23.
- Абрамова С.В. Учебное и научное в учебно-исследовательской деятельности учащихся // Русский язык (ПС). – 2006. - № 18.
- Арцев. М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. – 2005. - № 6.
- Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - № 7.
- Гринько С.Г., Чернышева Г.А. Исследовательские проекты в практике обучения (особенности проектной деятельности) // Одаренный ребенок. – 2008. - № 3.
- Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа (ПС). – 2006. - № 10..
- Захаренко В.А. К вопросу об организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Учитель в школе. – 2007. - № 4.
- Иконникова И.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка // Начальная школа +/-. – 2007. - № 9.